Словари
Deport.ru  » Словари  
 
Главная Биографический словарь Слова на букву Р Россия, разд. Право (очерк развития общих понятий о преступлении и наказании по древнему русскому праву)

Значение слова Россия, разд. Право (очерк развития общих понятий о преступлении и наказании по древнему русскому праву) орфографическое, лексическое прямое и переносное значения и толкования (понятие) слова из словаря Биографический словарь

Россия, разд. Право (очерк развития общих понятий о преступлении и наказании по древнему русскому праву) - Рстория русского уголовного права обыкновенно рассматривается по трем периодам, соответственно основному различию в типах наказаний, господствовавших в каждый из этих периодов. В связи с изменением характера наказаний изменялись и принципиальные воззрения на преступление. Первый, древнейший, период - характеризуется господством мести и сменившей ее системой выкупов. Месть - первичная форма наказания, осуществляемая потерпевшим и его ближними. Сначала она крайне неравномерна, так как определяется степенью разгневанного чувства и силами пострадавших. В историческое время она подлежит различным ограничениям, благодаря которым приобретает публичный характер, потому что подлежит контролю общественной власти. Ограничения мести сводятся: 1) к сокращению числа преступлений, за которые допускается месть; 2) к установлению срока, в течение которого можно мстить, и 3) к сужению круга мстителей. Древнейшая Русская правда знает месть за убийство, увечья, кровавые и синие раны, даже простой удар рукой или каким-либо не воинским орудием, а также за кражу. За увечья мстят дети; за раны и побои может мстить лишь сам потерпевший, и притом лишь вслед за нанесением удара. Пространная Правда упоминает только о мести за убийство и кражу, и не облагает наказанием того, кто ткнет мечем за причиненный удар. Все случаи правонарушений из мести могут подлежать судебной оценке; суд проверяет, соблюдены ли правила мести. Помимо этого сам суд может присудить месть. Намек на послесудебную месть содержится в краткой Правде и в летописном рассказе о суде над суздальскими кудесниками. Помимо указанных ограничений, важную роль в смягчении мести играет право убежищ. Местами убежищ прежде всего являлись церкви, о чем сохранилось несколько летописных указаний. Русская Правда в одном случае упоминает об убежище в частном доме; холоп, ударивший свободного, мог укрыться в хоромах, и господин мог его не выдать. В виде пережитка, неприкосновенность частного жилища вспоминается даже в одном северном памятнике московского периода. Постепенно ограничиваемая месть все более и более вытесняется системой выкупов. Выкуп - это денежное вознаграждение, уплачиваемое правонарушителем и его родственникам потерпевшему и его ближним, при условии отказа их от мести. Такая замена одного обычая другим, по существу столь противоположным, могла произойти лишь постепенно; отказ от мести сопровождался притом обрядами, устраняющими всякое подозрение в трусости перед противником. Таковы различные формы актов примирения у германцев и западных славян (см. Покора); наши памятники не сохранили подобных указаний , но существование актов примирения необходимо предположить и у нас. Раз упрочившись, выкупы слагаются в довольно сложную систему правил. Размеры выкупа, определяемые сначала соглашением сторон, мало-помалу фиксируются соответственно причиненным ущербам. Вмешательство общественной власти в дела этого рода вызывает установление штрафов и в пользу власти. Так возникают: 1) вира штраф за убийство, поступающий в пользу князя; 2) плата за голову, головщизна или головничество , поступающая в пользу родственников убитого; 3) продажа - штраф за другие правонарушения, кроме убийства и увечья (за убийство взималось полувирье), также взимаемый в пользу князя. В пользу потерпевших от других преступлений, помимо убийства, уплачивается урок, протор, пагуба, или это вознаграждение обозначается описательно: ""за обиду"", ""за сором"", ""за муку"" и т. п. Система выкупов - господствующая форма наказания в Русской Правде и современных ей памятниках, но не единственная. В Русской Правде, помимо мести, упоминается еще наказание, назначаемое за убийство при разбое, поджог и конокрадство - именно поток и разграбление. Разграбление означает насильственное отнятие имущества, поток же объединял разные формы личных наказаний: изгнание, обращение в рабство и даже убийство. Отсюда могли развиться такие формы наказаний, как смертная казнь, телесные наказания и лишение свободы, известные у нас по византийским образцам, вслед за принятием христианства. Уже св. Владимиру епископы советовали казнить разбойников, хотя потом они же предложили восстановить старый порядок взимания вир. Высказана вероятная догадка, что и при Ярославле применялась смертная казнь, и что постановление Ярославичей об отложении убийства за голову следует понимать в смысле вторичной замены смертной казни вирами. Владимир Мономах поучает детей: 'не убивайте и не повелевайте убити, иначе будете казнимы до смерти'. Есть указание , что осужденные насмерть могли от нее откупиться. В законодательных сборниках смертная казнь впервые упоминается в Псковской грамоте. Холопа, ударившего свободного мужа, по уставу Ярославичей, предписано 'любо бити и розвязавше'. Из сопоставления этого места со словами Даниила Заточника : 'а безумнаго аще и кнутом бьеши, розвязав на санях, не отымеши безумия его', явствует, что и Русской Правде было известно телесное наказание кнутом. Наконец, летопись упоминает о примении в особых случаях членовредительных наказаний в ХI и в ХII вв. Несмотря, однако, на все большее упрочение в практике последних видов кары, наказания, вытекающего из саморасправы или примирения потерпевших с нарушителями, занимают в первом периоде первенствующее место. В связи с этим стоит и господствующее воззрение древности на преступление: это не нарушение юридических норм, грозящее безопасности государства или общества, а нарушение частных интересов. Сам термин 'преступление' неизвестен древности. Вместо него употребляются выражения : обида, сором, пагуба, протор. Обида вовсе не означала оскорбления чести; так называли и убийство, и неплатеж долга. Во всех приведенных выражениях на первом месте стоит понятие вреда, причиненного частному лицу или группе лиц. Материальная сторона преступления имела, таким образом, преобладающее значение; главное внимание обращалось на материальный ущерб, причиняемый преступлением, а не на грозящую от злой воли опасность. В эпоху Русской Правды от этой чисто материальной точки зрения можно отметить уже целый ряд отступлений: в ряде статей обращается внимание на степень проявления злой воли. Так, убийство на пиру в свадьбе, совершенное явно, влечет более мягкие последствия, чем убийство в разбое; ответственность купца за утрату чужих денег или товара видоизменяется в зависимости от того, случилась ли такая пагуба от Бога или по вине самого купца; за истребление скота пакощами взыскивается больший штраф, чем за кражу скота; последняя наказуется строже, если скот украден из хлева и клети, чем в случае кражи скота с поля. Но оценка внутренней стороны преступного деяния не идет глубоко; так, все соучастники в преступлении наказываются одинаково, хотя виновность их могла быть вполне различна. При взгляде на преступление, как на причинение вреда частным лицам, и при слабом развитии государственных начал, древнее право не знает преступлений против государства и общества. Даже Русская Правда позднейшей редакции перечисляет только преступления против жизни, здоровья, телесной неприкосновенности и имущественных прав частных лиц. В связи с этим стоит и другое явление: преследование преступника в древности было делом отнюдь не государственным, а самих пострадавших. В эпоху Русской Правды , под влиянием духовенства, появляется и иное воззрение на преступление, как на нарушение правил и предписаний, касающихся главным образом религиозной и семейной жизни. В церковных уставах перечисляется целый ряд деяний, нарушающих установленные правила о брачном союзе и о соблюдении обрядов православной веры, хотя бы эти деяния и не причиняли никому прямого вреда; так, подлежали наказанию те, 'кто молится под овином или в рощеньи у воды', 'кто ест и пьет с иноязычниками и некрещеными' и т. п. Под этими же влияниями начинает слагаться и понятие о преступлениях государственных. Из новгородской истории ХII в. известны случаи казни за измену. Псковская грамота назначила смертную казнь за перевет. Там же впервые формулируются и некоторые преступления против порядка суда.


Словарь — надежный помощник в любой ситуации. Каждый человек очень часто сталкивается с ситуацией, когда ему непонятно значение какого либо слова или выражения. Как правило, это случается в специфических отраслях деятельности, малоизвестных общему кругу людей. Мы даем вам возможность ознакомиться с более чем двадцатью русскими словарями, включая такие известные, как: толковый словарь Даля, толковый словарь Ожегова и другие.

Наш мир многогранен, имеет массу различных направлений и мнений, множество специфических и профессиональных терминов. Для того, чтобы люди могли понимать друг друга, могли обшаться, делиться информацией и не испытывать при этом каких либо затруднений, для всего этого мы публикуем на нашем сайте русские толковые словари. Каждый русский словарь имеет свою уникальную историю, несет в себе отголоски своего создателя, его труд и усилия. Каждый русский толковый словарь является результатом неимоверно кропотливой работы и исследований. Словари, в прямом смысле слова, собирались по крупицам многие годы. Каждый словарь требовал от своего создателя массу энергии, путешествий по стране, много общения с представителями разных народов и профессий. Например, толковый словарь Даля потребовал от своего создателя — Владимира Даля, талантливого русского лексикографа, 20 лет усилий. Владимир Даль объездил всю Россию, от Сибирских морозов до Камчатки, чтобы его толковый словарь имел на сегодняшний день репутацию одного из самых качественных и употребляемых словарей современности.



Популярные слова: Биографический словарь
Агафонов Ал. Сем. Марченко Василий Романович
Бельгард Карл Александрович Машанов Михаил Александрович
Бутлеров Александр Михайлович Плетенецкий Елисей
Герман (Концевич) Погожев Павел Иванович
Головнины Прокофьев Иван Прокофьевич
Дионисий Самсонов Лев Николаевич
Керенский Владимир Александрович Сокольский Герасим
Лодий Петр Петрович Успенский Василий Васильевич
Люберас Анания-Христиан (барон фон-Потт) Фотий (в миру Григорий Федорович Щиревский)
Маматзины-Сакаевы Чаадаев Петр Яковлевич
© 2004-2014 Deport.ru. По всем вопросам пишите на support@deport.ru.