I этап. Развитие речевого слуха. 1. Формирование у ребёнка представлений о звуках окружающего мира и человеческой речи, развитие слухового внимания к шумам и звукам, ознакомление с понятием «звук». Исходя из того, что буква – это закодированный на бумаге звук, первичным является ознакомление дошкольника со звуками, а не с буквами. При этом, в первую очередь, необходимо знакомить ребёнка со звуками окружающего мира, а не со звуками речи. Обращаем внимание ребёнка на то, что все окружающие нас предметы издают разнообразные звуки: звенят, стучат, пищат и т.п. (пылесос, машины, птицы). Все животные имеют определённые «голоса»: му, мяу, кря-кря. Периодически в речи используйте слово «звук»: «Как много интересных звуков мы услышали сегодня в зоопарке!», «Какие прекрасные звуки издаёт флейта!». 2. Особое внимание уделите звукам, соотносимым с буквами русского алфавита: [у] – гудит самолёт, пылесос; [с] – льётся из крана вода; [р] – сердится собака и т.д. Постарайтесь самостоятельно подобрать звуки хотя бы к 10 буквам русского алфавита. Этого будет достаточно для начала обучения чтению. Изготовьте небольшие картинки с изображением предметов, издающих данный звук: самолёт, кран, собака. Для облегчения запоминания звуков хорошо придумать стишки-памятки: [у] — «Пылесос сердит, Пылесос гудит: „У-у-у-у, Всю пыль соберу…“; [э] – „Э-э-э“,- медведь ревёт, Не нашел сегодня мёд!» 3.Поиграйте с ребёнком в игру «Эхо». Эта игра способствует формированию плавности произношения при слиянии звуков в слоги, предупреждению так называемого «рубленного» чтения, затрудняющего понимание прочитанных слов. Играя в «Эхо», произносите любые слова нараспев и предлагайте ребёнку догадаться, что за слово повторяет эхо: «Кн-и-и-ж-к-а-а… Д-и-и-и-в-а-а-н.. Ми-и-и-ш-к-а-а…» Затем предложите малышу сыграть роль «эха». II этап. Звуковое чтение. После того, как дошкольник достаточно прочно усвоит более десятка звуков, соотносимых с буквами алфавита, можете переходить к звуковому чтению. Пример: «Возьмите 3 карточки с изображениями предметов, издающих звуки: „кран“ (условное изображение звука [c]), „самолёт“ (условное изображение звука [у]), „кастрюля, выпускающая пар“ (условное изображение звука [п]). Попросите ребёнка назвать эти звуки друг за другом плавно, нараспев и прислушаться (как прислушивались к „эху“), не получилось ли какого знакомого слова? Такие лёгкие слова как „суп“, „шар“, „ухо“, „оса“ дети слышат и понимают с первого-второго раза. III этап. 1. От звука к букве. Буква – графический элемент, и обычно детям с трудом удаётся запоминание зрительных образов букв, они порой с трудом отличают начертание одной буквы от другой, путают расположение отдельных элементов букв. В данном случае сказывается недостаточное развитие пространственных представлений, чему необходимо уделить определённое время. Покажите ребёнку как можно с помощью счётных палочек или спичек выкладывать схематические изображения домов, деревьев, мебели, других предметов. Подобные занятия развивают дополнительно мелкую моторику ребёнка и его творческие способности. От построений схематических изображений предметов очень легко перейти к построению букв. Пример. Букву П выкладывайте на столе с помощью спичек. Расскажите при этом понятную ребёнку историю, в которой обязательно должна иметься логическая связка между звуком и буквой: „Папа для Паши построил турник. Паша съел много каши (вспоминаем звук [п], издаваемый кастрюлей с кашей), теперь нужно много заниматься на турнике, чтобы быть здоровым“. Такие истории сочините для десяти звуков-букв. Этого достаточно для начального обучения чтению. 2.Первые слова. Теперь все слова „суп“, „шар“, „ухо“, „оса“, которые ребёнок читал в „звуковом“ варианте [с][у][п] (пример дан выше), предложите прочитать в буквенном написании — СУП. Но при чтении обязательно следите за плавным произношением букв (как „Эхо“). Произносите нараспев каждое слово до тех пор, пока его смысл не будет понят малышом. При этом, старайтесь не подсказывать ребёнку словами, а, лучше, покажите картинку того слова, которое он читает (тарелка с дымящимся супом). Постепенно увеличивайте количество слов, затем их длину до 4-5-6 букв. 3.Читаем предложения. Одновременно читайте несложные предложения. Для этого изготовляйте книжки-малышки размером примерно 10х15 см, содержащие не более 6-8 листов. Пишем в них несколько элементарных предложений в виде подписей к рисункам. Содержание книжки должно быть объединено одной темой. Пример. Книжка „ЕДА (“ЕДА» – надпись на обложке)« Предложения, которые могут быть в книжке:„Это суп. Вот сок. Там сыр. Тут уха. Это я. Я ем суп.“ (по одному предложению с рисунком на каждой странице). Постепенно можно предложить ребёнку изготовлять самодельные книжки: наклеивать картинки, фотографии, подписывать их; затем сочинять несложные рассказы, сказки, комиксы. Везде делать подписи к картинкам.
Таким образом, можно тратить на образование ребёнка уйму сил, средств, нервов и времени, но так и не получить желаемого результата. А можно самому стать активным участником и свидетелем интеллектуального роста своего ребёнка, настоящим творцом и созидателем! И, если уж помочь ребёнку овладеть навыками чтения – самой сложной из начальных школьных премудростей – оказывается достаточно простым делом, то и все остальные науки освоить также не составит большого труда! Главное, всегда нужно помнить: задача взрослого состоит лишь в том, чтобы помочь ребёнку дойти до всего самому!
Видео по теме