Мы живём в такое время, когда создано много способов научения ребёнка чтению с самого раннего возраста. Запутаться в них очень легко. Ведь каждый разработчик подобных методик утверждает, что его идея самая лучшая. Заботливые родители могут легко запутаться или, как я, беспрестанно метаться в поисках лучшего и интересного для обучения юного читателя.
Для меня научить своих детей считать, писать, читать не было панацеей. Мне не важно было, научатся они рано читать или это произойдёт позже, чем я рассчитываю. Это был просто процесс, который интересовал обе стороны.
Началось обучение с Глена Домана. Пока сын лежал в пелёнках и набирался сил, я всё немногочисленное свободное время проводила в написании и раскрашивании десятисантиметровых красных слов. По мере создания этих «монстров» показывала их сыну. Эти большие красные слова учили не только читать, но и писать. Их мы потом, когда подросли, обводили пальцем и списывали.
Вторая методика – кубики Зайцева. К сожалению, она попала в руки гораздо позже. И нам не удалось вдоволь наиграться с гремящими кубиками с буквами, составлять паровозики из своих имён и прочее. Да и применять эту методику лучше всего в коллективе. Ведь там кроме кубиков есть ещё и таблицы со слогами, которые разместить было просто некуда. Но тем не менее составление слов из слогов гораздо удобнее, чем это делать из кубиков с отдельными буквами. А таблица, которая находится постоянно на глазах ребёнка и используется время от времени, помогает запоминать буквы и усваивать процесс чтения.
Кроме кубиков у Зайцева есть ещё много других интересных разработок. Мы играли с его картинками. На этих картинках изображены силуэты животных. Сверху над картинкой подпись. С обратной стороны название этого животного воспроизведено несколько раз печатными и письменными буквами. Детям нравилось угадывать, какое животное изображено по его названию. Сначала это были слова из одного-двух слогов, и символы, скорее всего, просто запоминались. Но постепенно они стали читаться.
Потом мы перешли на буквари. Из всего разнообразия этого вида учебной литературы больше всего нам понравился логопедический букварь Н.С. Жуковой. Автор применила интересный приём. В букваре соединение букв в слоах показано ребёнку наглядно: от букве к букве бежит мальчик, и пока он бежит (ведём пальчиком), произносим первый звук, прибежал – второй звук произносим. Это можно делать не только сидя за книжкой, но и выполнять это упражнение физически. Буквы на карточках или кубиков можно переносить одну к другой, одновременно произнося их.
И последний метод обучения чтению для детей 5-6 лет, которые уже увлечены чтением и книгами. Читаем книгу вместе. Ребёнок на коленях. Взрослый читает вслух и водит пальцем ребёнка по странице. Постепенно этот процесс можно поручить самому ребёнку. Технический прогресс не стоит на месте. Сегодня издаётся много детских книг с аудиокассетами или дисками. И этот процесс становится самостоятельным. Ведь ребёнку важно, что он читает сам.
Таким образом, мои дети научились читать к шести годам. Да и не важно, когда это произойдёт. В жизни столько много интересного. Заботясь о раннем развитии ребёнка, родители зачастую делают это только для себя. Как приятно хвастаться перед друзьями и близкими таким умным ребёнком, демонстрировать его обученность перед всеми, или ещё приятнее отдыхать от совместного чтения, уповая на то, что умение читать у ребёнка уже есть, значит, теперь он, маленький, сам возьмёт книжку и будет день и ночь читать, не доставляя нам хлопот.
Родителям, решившим научить детей читать, хочется дать следующее проверенные на личном опыте советы: Не учите алфавит. Названия букв затрудняют процесс соединения их в слоги. Ребёнок должен понять, что сначала были звуки, а потом уже буквы. Процесс обучения должен быть интересен для всех, участвующих в нём. Если вам это занятие не интересно, то и вашему чаду оно тоже не будет интересно. Но иногда интерес у родителя появляется, потому что интересно ребёнку. Поэтому наблюдайте. Не останавливайтесь на чего уже достигли. Если ребёнок научился читать, старайтесь заинтересовать его книгами и чтением. Ему самому ещё трудно сделать выбор, что читать, так как многие книги по объёму могут быть ещё не доступны. Да и вас самим будет полезно перечитать книги своего детства. Ищите, придумывайте новые развивающие игры и способы увлечения ребенка чтением.
Видео по теме